ИГРА-КВЕСТ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»
Цель: Воспитывать
интерес и уважительное отношение к людям других национальностей, через
формирование представлений об их культуре.
Задачи:
В сфере
социально-коммуникативного развития: усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе,
включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия
ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального
интеллекта.
В сфере познавательного
развития: развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие
воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о
малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего
народа.
В сфере речевого
развития: обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически
правильной диалогической и монологической речи.
В сфере
художественно-эстетического развития: становление эстетического
отношения к окружающему
миру.
В сфере физического
развития: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме,
закаливании).
Оборудование: телеграмма
от Илемпи; карта Чувашской Республики; флаг и герб
Батыревского района;
разрезные картинки герба и флага Батыревского района; силуэты кукол девочек и
мальчиков и силуэты элементов национальной женской и мужской одежды (русской,
чувашской, татарской); иллюстрации с изображением национальных богатырей
русского, чувашского, татарского народов (Илья Муромец, Улып, Батыр и т.д.) и
национальных праздничных блюд (блины, пироги, вареники, сыр, чак-чак, шербет);
разрезные картины с
изображением достопримечательностей села Батырево.
Предварительная работа:
беседа «Наше село»; просмотр презентаций «Моя малая Родина»; чтение сказок о
национальных богатырях и рассматривание иллюстраций к ним;
рассматривание народных
костюмов и орнаментов (русских, чувашских, татарских);
рассматривание
иллюстраций с достопримечательностями родного села; слушание музыкальных
композиций о родном крае.
Ход
игры
Воспитатель:
Ребята! Сегодня я получила телеграмму от прекрасной куклы
Илемпи.
Хотите узнать, что в ней? Читает: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я предлагаю
вам отправиться в увлекательное путешествие по родному селу Батырево. В помощь
вам я отправляю карточки с заданиями. В конце путешествия вас ждет сюрприз!».
Воспитатель:
Чтобы пройти этот путь, Илемпи отправила нам карту. Давайте ее рассмотрим и
узнаем, какие же задания мы должны выполнить, чтобы добраться до ее сюрприза.
После прохождения каждого испытания вы
получите пазл, из которого нужно будет собрать картинку.
Первое
задание «Наша малая Родина».
-Как называется село, в
котором мы живем? (Батырево)
-Как называется район,
в котором мы живем? (Батыревский)
-Какая река протекает
на территории Батыревского района» (Була)
- Что означает название
нашего села «Батырево»?
Ответы
детей
Воспитатель:
Батырево – это «село богатырей, сильных духом и крепких телом людей».
Имеются предания о
герое Батыре (Паттар), который жил на реке Булла. После нашествия
монголо-татар, Батыр со своими воинами потерпел поражение и вынужден был уйти
отсюда и осесть в лесах. Здесь они основали село Батырево. Сюда нагрянул
Салтык-Хан с войском. Батыр со своими сыновьями и односельчанами одержали
победу над Салтык – Ханом. Так и появилось наше село.
Воспитатель:
Вы большие молодцы! Илемпи оставила вам за правильные ответы пазлы.
Дети получают пазл.
Второе
задание «Символы».
Воспитатель:
У каждой страны, республики есть своя геральдика – это герб, флаг и гимн. У
нашего Батыревского района тоже есть свой герб и флаг (показать детям
изображения герба и флага).
В синем щите серебряный могучий воин (богатырь,
батыр), опирающийся на огненный меч. Данный герб не просто связывается с
названием района, но несет в себе мотивы старинного чувашского фольклора,
преданий о Паттаре (Батыре) - защитнике и охранителе родной земли. Здесь
изображен также и пламенеющий меч – старинный символ мирного созидания, доброго
сердца и надежной, крепкой обороны.
Детям предлагается
собрать из пазлов «Флаг Батыревского района» и «Герб Батыревского района» по
памяти.
Дети
получают пазл.
Третье
задание «Народный костюм».
Детям предлагается
одеть кукол в национальные одежды.
Игровое задание «Оденем
кукол»
(Детям предлагаются
силуэты кукол (девочки и мальчики) и силуэты элементов национальной одежды
(русской, чувашской, татарской) женской и мужской)
Дети получают пазл.
Четвертое
задание «Угощения».
Игра «Кто какое блюдо
принес на праздник».
Детям предлагаются
карточки с изображением национальных блюд (русских, чувашских, татарских).
Детям нужно найти «поставить» блюда перед куклами и объяснить свой выбор.
Карточки с изображением
национальных праздничных блюд (блины, пироги, вареники, сыр, чак-чак, шербет) и
т.п.
Дети
получают пазл.
Пятое
задание «Достопримечательности».
Узнай
достопримечательности и здания родного села Батырево. Лишнее нужно убрать. Дети
получают пазл.
Воспитатель:
Ребята, давайте соберем пазлы. Что получилось?
Дети:
Карта…
Воспитатель:
Ребята, это карта нашего Батыревского района. (Привлекает внимание детей к
карте) Посмотрите, пожалуйста, сколько тут дорог, рек, сел и деревень (читает
названия близлежащих деревень). Все это – Батыревский район. Здесь живут и чуваши,
и татары, и русские и другие народы. Все они живут очень дружно, помогают друг
другу и вместе отмечают праздники.
Рефлексия.
Воспитатель:
Ребята, Илемпи просила узнать, понравилась ли вам игра, и кому что именно
понравилось.
Ответы детей. Воспитатель
обобщает и уточняет ответы детей.
Воспитатель:
Спасибо
вам большое, ребята, за то, что вы дружно выполняли все задания, помогали друг
другу. Молодцы!
Литература.
1. Соловей Л.Б.
Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с
учетом регионального компонента. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2015. – 72 с.