Итоговое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» на тему: «Верность родной земле»

Итоговое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» на тему: «Верность родной земле»

Форма: игра-квест

 Цель: Воспитывать интерес и уважительное отношение к защитникам земли русской, через формирование представлений о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.

Задачи:

1.Первоначальное освоение социокультурной категории «Вера».

2. Развитие у детей умение слушать друг друга, приходить к согласию.

3. Развитие мотивации на общение в группе.

4. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

5.Обогащение и активизация словарного запаса, развитие монологической, диалогической и доказательной форм речи.

Оборудование: телеграмма от Сказителя; карта с заданиями; силуэт богатыря; карточки  с изображением доспехов  и оружия богатырей, и современного оружия, книга «Богатыри» А. Митяева.

Предварительная работа:

- чтение в группе книги для развития детей 5-6-ти лет «Верность   родной земле» под общей редакцией профессора РАЕН: И.А. Кузьмина;

-раскрашивание образов русских богатырей (доспехов);

- Рассматривание репродукций картин Шишкина, Васнецова.

- заучивание стихов и пословиц по теме;

Ход игры

Воспитатель. Ребята! Сегодня я получила телеграмму  из далекого прошлого, от Сказителя.  Кто такой Сказитель ребята?

Ответы детей.

Правильно ребята.  Это человек, который  любит сочинять былины, рассказывать о славных героях-богатырях.

Хотите узнать, что в ней?  Читает: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в прошлые времена, когда на Русской земле жили славные и верные своей земле богатыри. В помощь вам я отправляю карточки с заданиями. В конце путешествия вас ждет сюрприз!».

Воспитатель: Чтобы пройти этот путь, Сказитель отправил нам карту. Давайте ее рассмотрим и узнаем, какие же задания мы должны выполнить, чтобы добраться до сюрприза.

Первое задание «Былина».

-Откуда мы узнаем о богатырях? (Из былин)

- Что такое былина? (разные истории о богатырях)

Воспитатель. Слово былина произошло от слова быль-это то, что было когда-то очень давно, в старину. Сказания, которые дошли до наших дней.

- Назовите богатырей о которых мы с вами  читали? ( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

 Воспитатель. Молодцы ребята

 Второе задание.  Былина «Илья Муромец».  Детям предлагается отвечать на вопросы по былине «Илья Муромец»

 - В каком городе родился Илья Муромец. (в славном городе Муроме, в селе да Карачарове.)

- Почему Илья Муромец  не смог открыть ворота широкие странникам? (Он сиднем сидел целых тридцать лет, не владел ни руками, ни ногами)

- Откуда у Ильи Муромца появились силы? (Пришли странники, угостили его напитком медвяным и у Ильи появились силы).

- Какого разбойника победил Илья Муромец? (Соловья – разбойника)

Воспитатель. Вы большие молодцы!

Третье задание. Былина «Добрыня Никитич и змей»  Детям предлагается отвечать на вопросы по былине « Добрыня Никитич и Змей».

 - Что наказывала матушка Добрыне? ( Не ездить на гору Сорочинскую, не топтать там малых змеенышей. Не купаться в Пучай –реке).

- С кем Добрынюшка заключил договор  и о чем? ( Змей о двенадцати хоботах.

«…договор великий:  не ездить на гору Серочинскую, не топтать там малых змеенышей, а мне – не летать на Святую Русь, не брать больше в плен людей.»

- Кто первый нарушил договор? (Змей о двенадцати хоботах. )

- Сколько дней бились Змей о двенадцати хоботах и Добрыня? ( трое суток и три часа).

- Кто победил ? ( Добрыня Никитич)

- Кого  он защитил? ( Русский народ. Родную землю).

 Воспитатель. Умнички. Молодцы.

Четвертое задание. Былина « Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

- Как называлась еще одна былина, которую мы читали? (« Алеша Попович и Тугарин Змеевич»)

- Что помогло Алеше Поповичу победить Тугарина Змеевича? ( Молитва Алеши Поповича: « Создай , Боже, тучу грозную дождевую. Помоги одолеть Тугарина Змеевича».)

- Как закончилась былина? ( Пошел дождь, намочил крылья Тугарина Змеевича, упал он на землю.  Алеша Попович отрубил ему голову .)

 Воспитатель. Молодцы ребята.

Пятое задание.  Игра «Убери лишнее».  Детям предлагается  силуэт богатыря и карточки  с изображением предметов, которые нужны богатырю для битвы (кольчуга, копье, шлем, палица, конь и т. д., которые нужны богатырю для битвы (кольчуга, копье, шлем, палица, конь и т. д.) и «лишние» предметы (современное оружие, военная техника и т. д.) и «лишние» предметы (современное оружие, военная техника и т. д.).  Детям нужно найти «поставить» нужные карточки с силуэтом богатыря.

 Воспитатель. Молодцы ребята.

Шестое задание.  «Богатыри». Детям должны назвать качества, которыми обладают настоящие богатыри.

( Сильный, смелый, храбрый, находчивый, мужественный, преданный, верный, могучий , любить свою родину и т.д.

Воспитатель: Ребята, вот и закончились задания Сказителя. А вот и обещанный подарок от него. Это книга с яркими иллюстрациями о Богатырях! ( Книга «Богатыри» А. Митяева.) Давайте поблагодарим Сказителя за подарок. Мы обязательно с ней познакомимся.

Дети: Спасибо.

Рефлексия.                             

Воспитатель: Ребята, Сказитель просил узнать, понравилась ли вам игра, и кому что именно понравилось.

Ответы детей. Воспитатель обобщает и уточняет ответы детей.

Воспитатель: Спасибо вам большое, ребята, за то, что вы дружно выполняли все задания, помогали друг другу.  Сегодня вы показали, что многое  знаете о богатырях русских. Молодцы!