Итоговое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» на тему: «Верность родной земле»
Форма: игра-квест
Задачи:
1.Первоначальное освоение социокультурной
категории «Вера».
2. Развитие у детей умение слушать друг
друга, приходить к согласию.
3. Развитие мотивации на общение в группе.
4. Формирование представления о
взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
5.Обогащение и активизация словарного
запаса, развитие монологической, диалогической и доказательной форм речи.
Оборудование: телеграмма
от Сказителя; карта с заданиями; силуэт богатыря; карточки с изображением доспехов и оружия богатырей, и современного оружия,
книга «Богатыри» А. Митяева.
Предварительная работа:
- чтение в группе книги для развития детей 5-6-ти лет
«Верность родной земле» под общей редакцией профессора РАЕН: И.А.
Кузьмина;
-раскрашивание образов русских богатырей (доспехов);
- Рассматривание репродукций картин Шишкина, Васнецова.
- заучивание стихов и пословиц по теме;
Воспитатель. Ребята! Сегодня я получила телеграмму из далекого прошлого, от Сказителя. Кто такой Сказитель ребята?
Ответы детей.
Правильно
ребята. Это человек, который любит сочинять былины, рассказывать о славных
героях-богатырях.
Хотите узнать, что в ней? Читает: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в прошлые времена, когда на Русской земле жили славные и верные своей земле богатыри. В помощь вам я отправляю карточки с заданиями. В конце путешествия вас ждет сюрприз!».
Воспитатель: Чтобы
пройти этот путь, Сказитель отправил нам карту. Давайте ее рассмотрим и узнаем,
какие же задания мы должны выполнить, чтобы добраться до сюрприза.
Первое задание «Былина».
-Откуда мы узнаем о богатырях?
(Из былин)
- Что такое былина? (разные истории о богатырях)
Воспитатель. Слово былина произошло от слова быль-это то, что было
когда-то очень давно, в старину. Сказания, которые дошли до наших дней.
- Назовите богатырей о которых мы с вами читали? ( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)
Воспитатель. Молодцы ребята
- Почему Илья Муромец не смог открыть ворота широкие странникам? (Он сиднем сидел целых тридцать лет, не владел ни руками, ни ногами)
- Откуда у Ильи Муромца появились силы? (Пришли странники, угостили его напитком медвяным и у Ильи появились силы).
-
Какого разбойника победил Илья Муромец? (Соловья – разбойника)
Воспитатель. Вы
большие молодцы!
Третье
задание. Былина «Добрыня Никитич и змей»
Детям
предлагается отвечать на вопросы по былине « Добрыня Никитич и Змей».
- Что наказывала матушка Добрыне? ( Не ездить на гору Сорочинскую, не топтать там малых змеенышей. Не купаться в Пучай –реке).
- С кем Добрынюшка заключил договор и о чем? ( Змей о двенадцати хоботах.
«…договор великий: не ездить на гору Серочинскую, не топтать там
малых змеенышей, а мне – не летать на Святую Русь, не брать больше в плен
людей.»
- Кто первый нарушил договор? (Змей о двенадцати
хоботах. )
- Сколько дней бились Змей о двенадцати хоботах и
Добрыня? ( трое суток и три часа).
- Кто победил ? ( Добрыня Никитич)
- Кого он
защитил? ( Русский народ. Родную землю).
Воспитатель. Умнички. Молодцы.
Четвертое задание. Былина « Алеша Попович и Тугарин
Змеевич»
- Как называлась еще одна былина, которую мы читали? (« Алеша
Попович и Тугарин Змеевич»)
- Что помогло Алеше Поповичу
победить Тугарина Змеевича? ( Молитва Алеши Поповича: « Создай , Боже, тучу
грозную дождевую. Помоги одолеть Тугарина Змеевича».)
- Как закончилась былина? (
Пошел дождь, намочил крылья Тугарина Змеевича, упал он на землю. Алеша Попович отрубил ему голову .)
Пятое задание. Игра «Убери лишнее». Детям предлагается силуэт богатыря и карточки с изображением предметов, которые нужны богатырю для битвы (кольчуга, копье, шлем, палица, конь и т. д., которые нужны богатырю для битвы (кольчуга, копье, шлем, палица, конь и т. д.) и «лишние» предметы (современное оружие, военная техника и т. д.) и «лишние» предметы (современное оружие, военная техника и т. д.). Детям нужно найти «поставить» нужные карточки с силуэтом богатыря.
Воспитатель. Молодцы ребята.
Шестое задание. «Богатыри». Детям должны назвать качества, которыми обладают настоящие богатыри.
( Сильный, смелый, храбрый, находчивый, мужественный, преданный, верный, могучий , любить свою родину и т.д.
Воспитатель: Ребята, вот и закончились задания Сказителя. А вот и обещанный подарок от него. Это книга с яркими иллюстрациями о Богатырях! ( Книга «Богатыри» А. Митяева.) Давайте поблагодарим Сказителя за подарок. Мы обязательно с ней познакомимся.
Дети:
Спасибо.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, Сказитель просил узнать, понравилась
ли вам игра, и кому что именно понравилось.
Ответы детей. Воспитатель обобщает и уточняет ответы детей.
Воспитатель: Спасибо вам большое, ребята, за то, что вы дружно
выполняли все задания, помогали друг другу.
Сегодня вы показали, что многое
знаете о богатырях русских. Молодцы!