28 февраля в первой группе раннего возраста «Радуга» (воспитатель Чукмаева Г.Р.) прошло родительское собрание. Тема собрания: «Речь ребенка 2-3 лет и возможности ее развития».
Речь – это форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум направлениям:
- совершенствование речи ребенка в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
- становление речи как основы мыслительных процессов и превращение в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей:
- формирование звуковой культуры речи;
- обогащение словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- обучение рассказыванию, связной речи;
- развитие выразительной речи.
Хорошо развитая речь ребенка способствует всестороннему развитию ребенка.
А несвоевременно исправленный речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Необходимо целенаправленное обучение детей в области коммуникации, тем самым развивая интерес у детей к познанию родного языка.
Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения и нравственного воспитания.
Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребенка.
При обследовании детей, поступающих в дошкольное учреждение, наблюдается различное речевое развитие. Условно их можно разделить на три группы:1. Дети, у которых речь совсем отсутствует.2. Дети, которые говорят отдельными словами.3. Дети, которые говорят фразами, но их речь невнятная и с грамматическими ошибками.
Поскольку в возрасте от двух до трёх лет происходит значительный скачок в развитии речи (от 50 до 1200 слов), то целесообразно уделить этому особое внимание. Чтобы ребёнок мог свободно выражать свои мысли и желания, у него должен быть богатый словарный запас. Поэтому приучите себя проговаривать все действия, которые вы совершаете с ребёнком.
Необходимо научить малыша правильному дыханию и развивать его артикуляционный аппарат для того, чтобы ребёнок мог легко говорить длинными сложными предложениями. Артикуляцию очень хорошо развивают скороговорки.
Повторение считалок, потешок способствует развитию речи малыша. Загадывайте ребёнку загадки, разбирайте ответ вместе с ним. Когда ребёнок запомнит несколько загадок — загадывайте загадки друг другу. Они развивают воображение, наблюдательность и творческое мышление.
Нужно, проговаривая с ребёнком все действия, следить за правильным произношением и ударением в словах. Чтобы развить речь ребёнка многосторонне, нужен комплексный подход. Занимаясь с малышом, обращайте его внимание на качества, свойства того или иного предмета, используя в своей речи как можно больше прилагательных для описаний. Обогащайте речь ребёнка синонимами, омонимами и т.д.