Кириллова Наталия Ивановна, воспитатель МАДОУ «Батыревский детский сад «Сказка» Батыревского района Чувашской Республики
Горшкова Алена Александровна, заведующий МАДОУ «Батыревский детский сад «Сказка» Батыревского района Чувашской Республики
Игра-квест для детей старшего
дошкольного возраста на тему
«Мой родной край»
Цель: Воспитывать интерес и уважительное отношение к людям
других национальностей, через формирование представлений об их культуре.
Задачи:
В сфере социально-коммуникативного
развития:усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,
включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия
ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального
интеллекта.
В сфере познавательного развития: развитие
интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование
познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и
творческой активности; формирование первичных представлений о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурныхценностях нашего народа.
В сфере речевого развития: обогащение
активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи.
В сфере художественно-эстетического
развития:становление эстетического отношения к окружающему
миру.
В сфере физического развития: становление
ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и
правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании).
Оборудование:телеграмма от Илемпи; карта Чувашской Республики; флаг и герб Батыревского района;разрезные картинки
герба и флага Батыревского района; силуэты кукол девочек и мальчиков и силуэты
элементов национальной женской и мужской одежды (русской, чувашской,
татарской); иллюстрации с изображением национальных богатырей русского,
чувашского, татарского народов (Илья Муромец, Улып, Батыр и т.д.) и национальных праздничных блюд (блины, пироги,
вареники, сыр,чак-чак, шербет); разрезные картины с изображением
достопримечательностей села Батырево.
Предварительная работа:беседа «Наше село»; просмотр презентаций «Моямалая Родина»; чтение сказок
о национальных богатырях и рассматривание иллюстраций к ним; рассматривание
народных костюмов и орнаментов (русских,
чувашских, татарских);рассматривание иллюстраций с достопримечательностями
родного села; слушание музыкальных композиций о родном крае.
Ход игры
Воспитатель: Ребята! Сегодня я получила
телеграмму от прекрасной куклы Илемпи. Хотите узнать, что в ней? Читает:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я предлагаю вам отправиться в увлекательное
путешествие по родному селу Батырево. В помощь вам я отправляю карточки с
заданиями.В конце путешествия вас ждет сюрприз!».
Воспитатель: Чтобы пройти этот путь, Илемпи отправила
нам карту. Давайте ее рассмотрим и узнаем, какие же задания мы должны выполнить,
чтобы добраться до ее сюрприза. После прохождения каждого испытания вы
получите пазл, из которого нужно будет собрать картинку.
Первоезадание «Наша малая Родина».
-Как называется село, в котором мы
живем? (Батырево)
-Как
называется район, в котором мы живем? (Батыревский)
-Какая река протекает на территории Батыревского района» (Була)
- Что
означает название нашего села «Батырево»?
Ответы
детей
Воспитатель: Батырево –
это «село богатырей, сильных духом и крепких телом людей».
Имеются предания о
герое Батыре (Паттар), который жил на реке Булла. После нашествия
монголо-татар, Батыр со своими воинами потерпел поражение и вынужден был уйти
отсюда и осесть в лесах. Здесь они основали село Батырево. Сюда нагрянул
Салтык-Хан с войском. Батыр со своими сыновьями и односельчанами одержали
победу над Салтык – Ханом. Так и появилось наше село.
Воспитатель: Вы большие молодцы! Илемпи оставила вам за правильные ответы пазлы. Дети получают пазл.
Второе задание «Символы».
Воспитатель: У каждой страны, республики есть своя геральдика – это герб,
флаг и гимн. У нашего Батыревского района тоже есть свой герб и флаг (показать
детям изображения герба и флага).
В синем щите серебряный могучий воин
(богатырь, батыр), опирающийся на огненный меч.Данный герб не просто связывается с названием
района, но несет в себе мотивы старинного чувашского фольклора, преданий о
Паттаре (Батыре) - защитнике и охранителе родной земли.Здесь изображен также и
пламенеющий меч - старинный символ мирного созидания, доброго сердца и
надежной, крепкой обороны.
Детям предлагается собрать из пазлов «Флаг Батыревского
района» и «Герб Батыревского района» по памяти.
Дети получают пазл.
Третье задание «Народный костюм».
Детям предлагается одеть
кукол в национальные одежды.
Игровое задание «Оденем кукол»
(Детям
предлагаются силуэты кукол (девочки и мальчики) и силуэты элементов
национальной одежды (русской, чувашской, татарской) женской и мужской)
Дети
получают пазл.
Четвертое задание «Угощения».
Игра «Кто какое блюдо принес на праздник».
Детям предлагаются карточки с
изображением национальных блюд (русских, чувашских, татарских). Детям нужно
найти «поставить» блюда перед куклами и
объяснить свой выбор.
Карточки
с изображением национальных
праздничных блюд (блины, пироги, вареники, сыр, чак-чак, шербет) и т.п. Дети
получают пазл.
Пятое задание
«Достопримечательности».
Узнай достопримечательности
и здания родного села Батырево. Лишнее
нужно убрать.Дети получают пазл.
Воспитатель: Ребята,
давайте соберемпазлы. Что получилось?
Дети:Карта…
Воспитатель:Ребята, это карта нашего Батыревского
района. (Привлекает внимание детей к
карте) Посмотрите, пожалуйста, сколько тут дорог, рек, сел и деревень
(читает названия близлежащих деревень). Все это – Батыревский район. Здесь
живут и чуваши, и татары, и русские и другие народы. Все они живут очень
дружно, помогают друг другу и вместе
отмечают праздники.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, Илемпи просила узнать,понравилась ли вам игра, и кому
что именно понравилось.
Ответы детей. Воспитатель обобщает и уточняет ответы детей.
Воспитатель: Спасибо
вам большое, ребята, за то, что вы дружно выполняли все задания, помогали друг
другу. Молодцы!
Литература
1.
Соловей Л.Б. Программа по
социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом
регионального компонента. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2015. – 72 с.