Тема: «Волк и семеро козлят» (средняя группа)
Программное содержание: формирование
двигательных, психических интеллектуальных способностей ребенка и всестороннее
развитие личности дошкольника средствами музыкально-ритмической гимнастики;
использование психологических методик по технологии АРТ-терапии:
сказка-терапия, игротерапия, музыкатерапия.
Закрепить основные виды движения: ходьба
приставными шагами на бок, подлезание под дугу, ползание по скамье на животе,
подтягивание руками, прыжки на батуте.
Формировать:
Социально-коммуникативные компетентности в
здоровьесберегающей деятельности: работа в коллективе, умение договариваться,
действовать по совместно составленному алгоритму, выслушивать мнения товарищей;
Информационные в здоровьесберегающей
деятельности: знание упражнений, способствующих выработке правильной осанки и
развитию физических качеств: ловкость, смелость, быстрота и т.д.
Развитие нравственных качеств ребенка,
эмоциональной отзывчивости, расширение словарного запаса детей.
Используемый инвентарь: скамейка (30 см),
обручи, батуты, дуги (50 см), мяч, елочка, домик, сердечко на каждого.
Использование АРТ-терапии с целью:
Арт-терапия – совокупность методик, построенных
на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме.
Арт-терапия содействует созданию новых позитивных переживаний, рождению
креативных потребностей и способов удовлетворения.
Для обогащения и расширения содержательного
эффекта музыкально-ритмической композиции «Волк и семеро козлят», мы внесли
элементы арт-терапевтических методик:
Библиотерапия – воздействие чтением
(сказкотерапия).
Имагитерапия – воздействие через образ,
театрализацию.
Музыкатерапия – воздействие через восприятие
музыки.
Ароматерапия – лечебное воздействие через запах.
Словосочетание «арттерапия» в
научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном
самочувствии и психологическом здоровье личности средствами спонтанной
художественной деятельности. Поэтому она явилась логическим способом сохранения
психического и физического здоровья дошкольников и дополнила занятие по базовой
программе Фоминой.
Ход занятия:
Зал оформлен в виде лесной поляны, стоят деревья
и избушка.
Дети входят в зал вместе с физинструктором. Она
показывает им книжку «Волк и семеро козлят». Задает вопросы:
- Ребята, посмотрите, у меня в руках волшебная
книга, она умеет переносить в ту сказку, которая в ней написана. А вот что за
сказка мы с вами сейчас узнаем.
Физинструктор открывает книгу и показывает
картинки детям:
- Посмотрите, кто здесь нарисован? И какая это
сказка? (использование методов АРТ-терапии: библиография и сказкотерапия.
Вхождение в действие сказки и знакомство с ее образами).
- это сказка «Волк и семеро козлят».
- Кто живет в этой сказке?
- Коза, козлята, волк.
- Ребята, а какие она?
Ответы детей: коза добрая, ласковая, нежная,
заботливая; волк - злой, грубый, голодный; козлята – веселые,
резвые, задорные, озорные (развитие умения давать нравственную оценку героям).
Физинструктор показывает детям волшебную палочку
и спрашивает:
- Вы хотите отправиться в путешествие в сказку
«Волк и семеро козлят»?
- Да, хотим.
- Сейчас я взмахну палочкой и произойдет чудо.
Раз, два, три. (с третьим взмахом палочки звучит музыка «Звуки природы» - Лес,
по залу разносится запах хвои. Использование методик Арт-терапии: музыкатерапия
и ароматерапия, для более полного создания образа сказки).
Дети одевают на голову рожки.
- Ребята, посмотрите, и правда произошло чудо.
Вздохните глубоко, какой запах. Птицы поют, ручей журчит. Вы превратились в
козлят и выросли у вас. (Применяется 2-3 упражнения на дыхание). А вот на
полянке стоит домик козы.
Появляется мама коза (психолог).
- Вот и я, козлятушки-ребятушки из леса пришла,
воды студеной да травы шелковой принесла. Но сейчас я вас снова оставлю одних,
пойду на базар. А вы дверь закройте и никому не открывайте. А чтобы вы были
храбрыми и смелыми, я вам оставлю частичку своей доброты в виде сердечка.
(Каждому ребенку клеится сердечко из аракала на футболку).
До свиданья детки и заприте дверь.
Мама-коза уходит.
I часть. Вводная часть.
- Давайте мы с вами погуляем по лесу. Дети идут
по залу, физинструктор по усмотрению предлагает несколько видов ходьбы.
- Ой, смотрите, стоит избушка, подойдет к ней
поближе.
Выходит мама-коза и говорит:
- Я пойду в лес за травой шелковой, за водой
студеной, а вы сидите дома тихо и никому дверь не открывайте.
Игра «Сердечко». Цель: осознание добрых качеств
в каждом человеке, психологическая опора в конфликтной ситуации.
Я вам оставляю сердечко доброты (клеится каждому
ребенку на футболку), оно поможет вам стать добрым, не ссориться, если нужно
помочь друг другу в трудную минуту.
ОРУ
Дети встают в круг.
(см.программу Н.А.Фоминой «Использование
музыкально-ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности в работе с
дошкольниками»).
Композиция 1 «Песенка козлят»
Композиция 2 «Предостережение мамы-козы»
Композиция 3 «Козлята остались одни»
Композиция 4 «Волк стучится к козлятам»
Композиция 5 «Волк бежит к Пете-кузнецу»
ОВД (метод поточный)
Дети:
бегут вокруг зала друг за другом;
подлезание под дуги;
прыжки вверх с разбега «достань капусту»,
подвешенного выше роста детей;
ползание на животе по гимнастической скамье,
подтягиваясь руками;
хождение по «дорожке здоровья» (массаж стоп
ног);
прыжки на двух ногах с приземлением на носки из
обруча в обруч;
прыжки на батуте.
ОРУ
Дети встают в круг.
Композиция 6 «Петя учит волка петь»
Композиция 7 «Волк поет голосом мамы»
Композиция 9 «Мама ищет козлят»
Композиция 10 «Финал»
Приходит мама-коза и говорит:
- Я вернулась к вам ребятки, гостинцев принесла.
Не произошло ли чего-то без меня? Никто к вам не приходил? (Приходил волк, он
хотел нас съесть).
- Все мои ребятки целы? (Все!)
- Значит волк проявил доброту и никого не съел.
Как вы думаете, ребятки, а можно сделать волка добрым? (Да)
Игра «Доброе дело»
Цель: активизировать словарный запас, развитие
мышления, умение рассуждать.
- Подумайте, как можно это сделать и скажите.
(Накормить, обнять, поцеловать, подарить подарок
или сердечко.) Дети дарят волку свое сердечко.
- Ребятки, я встретила в лесу мудрую сову и она
подарила мне волшебные очки, через них можно увидеть какие добрые качества
приобрел волк.
Игра «Волшебные очки». Цель: развитие
воображения, фантазии, расширение словарного запаса характеристиками доброты.
- Давайте оденем очки и посмотрим на волка.
Каждый ребенок по очереди одевает очки и
называет качества: добрый, ласковый, нежный, дружелюбный, милый…
- Молодцы, а еще я принесла вам гостинцы.
(Раздает всем детям по апельсину).