Влияние физ. минутки на физическое состояние и
умственную работоспособность детей.
Содержание «Программы от рождения до школы» предусматривает значительный объём знаний и достаточно высокий уровень умственного развития детей. Овладение знаниями осуществляется преимущественно на занятиях по развитию математических представлений, речи, изобразительной деятельности и других, где дети находятся в неподвижном положении. Следует отметить, что статическая нагрузка является самой тяжёлой для дошкольников. Во время статического напряжения происходит снижение обмена веществ, замедление тока крови и кровоснабжение мозга, повышается артериальное давление, учащается пульс, нарушается дыхание, наблюдаются застойные явления в мышцах. Эти изменения приводят к снижению умственной работоспособности, утомлению.
Утомление является основной причиной различных стойких нарушений функций крови, проявления нервности, что приводит к невротическим состояниям различной степени. Поэтому переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребёнка, его здоровье и поведении. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить его первые признаки, и как можно быстрее снять их.
Основные признаки утомления (по Н. Аксариной):
· нарушение координации мелких движений замедленности их;
· длительные отвлечения;
· примитивные манипуляции (накладывание, постукивание, бросание предметов и др;
· повышенная раздражительность;
· зевота;
· исследования показывают, что первые признаки утомления появляются у детей средней группы на 7- 9 минуте, старшей - на 10- 12 , подготовительной к школе на 12- 14-ой минуте.
Эффективным средством предупреждения утомления являются физические упражнения. Под их влиянием увеличивается количество импульсов, поступающих из двигательного, вестибулярного и других анализаторов. Более интенсивно работают железы внутренней секреции, что приводит к возбуждению нервной системы, повышению её работоспособности. Одновременно происходит восстановление функции тех центров, которые находились в активном состоянии при умственной работе.
Физические упражнения особенно повышают последующую работоспособность при сложной умственной деятельности, поэтому в ДОУ на занятиях широко используются физ. минутки. Их рекомендуют проводить, начиная со средней группы, в течение 1- 2 минут.
Основные требования при организации физкультминутках.
Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.
Упражнение должны быть удобны для выполнения на ограниченной площадке.
Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем.
Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2- 3 упражнений.
При подборе упражнений необходимо помнить об объёме и характере двигательной деятельности на занятии. Так, на занятиях по развитию математических представлений дети выполняют некоторые движения руками, переставляя мелкие предметы и пособия. На занятиях по изобразительной деятельности в напряжении находятся мелкие мышцы кистей рук, поэтому в физкультминутках наряду с другими нужно включать упражнения на расслабление.