Консультация для педагогов

Влияние физ. минутки  на физическое состояние и

умственную  работоспособность детей.

 

Содержание «Программы от рождения до школы» предусматривает значительный объём знаний и достаточно высокий уровень умственного развития детей. Овладение знаниями осуществляется преимущественно на занятиях по развитию математических представлений, речи, изобразительной деятельности и других, где дети находятся в неподвижном положении. Следует отметить, что статическая нагрузка является самой тяжёлой для дошкольников. Во время статического напряжения происходит снижение обмена веществ, замедление тока крови и кровоснабжение мозга, повышается артериальное давление, учащается пульс, нарушается дыхание, наблюдаются застойные явления в мышцах. Эти изменения приводят к снижению умственной работоспособности, утомлению.

Утомление является основной причиной различных стойких нарушений функций крови, проявления нервности, что приводит к невротическим состояниям различной степени. Поэтому переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребёнка, его здоровье и поведении. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить его первые признаки, и как можно быстрее снять их.

 Основные признаки утомления (по Н. Аксариной):

· нарушение координации мелких движений замедленности их;

· длительные отвлечения;

· примитивные манипуляции (накладывание, постукивание, бросание предметов и др;

· повышенная раздражительность;

· зевота;

· исследования показывают, что первые признаки утомления появляются у детей средней группы на 7- 9 минуте, старшей - на 10- 12 , подготовительной к школе на 12- 14-ой минуте.

Эффективным средством предупреждения утомления являются физические упражнения. Под их влиянием  увеличивается количество импульсов, поступающих из двигательного, вестибулярного и других анализаторов. Более интенсивно работают железы внутренней секреции, что приводит к возбуждению нервной системы, повышению её работоспособности. Одновременно происходит восстановление функции тех центров, которые находились в активном состоянии при умственной работе.

Физические упражнения особенно повышают последующую работоспособность при сложной умственной деятельности, поэтому в ДОУ на занятиях широко используются физ. минутки. Их рекомендуют проводить, начиная со средней группы, в течение 1- 2 минут.

Основные требования при организации физкультминутках.

Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.

Упражнение должны быть удобны для выполнения на ограниченной площадке.

Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем.

Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2- 3 упражнений.

 При подборе упражнений необходимо помнить об объёме и характере двигательной деятельности на занятии. Так, на занятиях по развитию математических представлений дети выполняют некоторые движения руками,  переставляя мелкие предметы и пособия. На занятиях по изобразительной деятельности в напряжении находятся мелкие мышцы кистей рук, поэтому в физкультминутках наряду с другими нужно включать упражнения на расслабление.