Моя педагогическая философия

Воспитание – дело трудное, и улучшение

его условий – одна из священных обязанностей

каждого человека, ибо нет ничего более важного,

как образование самого себя и своих ближних.

Сократ (469-399 гг. до н. э.)

Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость.

Антон Семёнович Макаренко (1888-1939гг.)

Не могла удержаться и не начать своё эссе с философской мудрости великих людей, сила мысли которых актуальна и в наши дни. Отрадно, что веками мы говорим об одном и том же, применяя в своей деятельности опыт выдающихся отечественных и зарубежных педагогов. Например, труды Софьи Николаевны Лысенковой, Шалвы Александровича Амонашвили, в которых поставлен акцент на сильные стороны ребёнка, предоставление ему большей самостоятельности и свободы выбора, это, несомненно, дифференцированный подход. Но самое главное—вера в возможности и способности воспитанника, именно она заставляет нас не терять оптимизма и находить самые эффективные пути, ведущие ребёнка к успеху.

Время стремительно движется вперёд. Нам очень важно сохранить баланс всех сил и возможностей—своих и детей. Актуальной считаю основную заповедь в воспитании: «Не навреди». Основная ценность для меня—сам ребёнок, его личность, развитие, нравственное, душевное и физическое здоровье

Как я представляю себе педагогическую сущность:

Воспитатель детского сада должен любить детей и жизнь. Детей всех, как одного, только тогда он сможет терпеливо, естественно воспитывать, учить, увлекать за собой своим авторитетом каждую минуту.

Самая главная, справедливая и важная оценка нашего труда это реакция детей, естественная, без фальши. Я испытала огромную радость и гордость не от получения каких-либо грамот и наград, а от слов девочки, своей воспитанницы, которая во время игры со сверстниками сказала: «Я играю в Анну Владимировну» (Играли в детский сад, а она в роли воспитателя). Ну что тут скажешь, приятное чувство удовлетворения от своего труда и огромной ответственности за то, чему подражают, копируя как образец. Воспитывать важно авторитетом. И в дошкольном возрасте не нужны профессорские премудрости, нужны доброта, любовь, ласка, терпение, знание педагогики и психологии. Профессор с заслугами тут не справится, и его не поймут.

«Ребенка надо любить и обожать таким, какой он есть. Родитель, воспитатель или учитель должен уметь одинаково относится к шалуну и послушному, сообразительному и тугодуму, ленивому и старательному. Всегда радоваться успехам каждого малыша. Доброта и любовь к детям – основные качества, которыми должен руководствоваться педагог. Недопустимо грубое обращения с малышами, ущемление их достоинств.

Воспитатель должен уметь осознавать детей, ставить себя на их место, уважительно (а не снисходительно) относится к детским заботам и делам. Чтобы заниматься глубинным воспитанием ребенка, при котором малыш сам становится помощником в собственном воспитании, необходимо понимать душу и сердечные переживания малыша, его стремления».

Ш. А. Амонашвили (1931 г. р.)

Передо мной глаза ребёнка— искренние, чистые, святые и у меня нет ни малейшего права подводить, предавать их ожидание и надежду.