Родительское собрание «Воспитание любви к природе» в старшей группе

Родительское собрание 

«Воспитание любви к природе» в старшей группе.
Форма проведения: игра – путешествие.


Цель: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; представить родителям достигнутые успехи в развитии экологического воспитания детей. 
Цель игрыпутешествие: «Мы идем в поход»
Цели: Воспитание любви к природе; привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды; формирование опыта взаимодействия ребенка с природой, формирование экологической культуры; развитие навыка правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих с точки зрения экологии.
Участники: родители, педагоги, дети.
План проведения:
1. Круглый стол по теме собрания.
2. Педагогический всеобуч «Воспитание любви к природе»
3. Игра – путешествие «Мы идем в поход»
4. Подведение итогов собрания.

5. Принятие решения.
Подготовительный этап.
1. Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на тему «Любить, ценить и охранять»
2. Записать фонограмму «Звуки природы»
3. Подготовить памятку для родителей «Правила поведения в лесу» 
4. Написать плакаты: 
«Человек, который понимает природу, - благороднее, чище» (Л. Леонов)
«Надо иметь не только глаз, но и чувствовать природу. Надо слышать ее музыку и проникнуться ее тишиной» (И. Левитан)
«Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» (А. де Сент –Экзюпери, «Маленький принц»)


 Ход собрания:

(Включается фонограмма «Звуки леса»)
Ведущий. Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебреных колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе, завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни. 
Сегодня мы на родительском собрании поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное – вместе подумаем о том, как можно в детском саду и в семье воспитать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю – наш большой дом, в котором мы живем.

(фонограмма выключается)


Вначале предлагаю вопросы для обсуждения. Высказывайте, пожалуйста, свою точку зрения. И так: 
- Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется? 
- Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие – нет?
- Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как проходят такие прогулки?
- Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления, приметы, учить стихи о природе?
- Был ли у вашего ребенка хороший поступок по отношению к природе? Какой?
- Приходилось ли вам вместе с ребенком сажать деревья, заготовлять корм для зимующих птиц. Кормить их, собирать лекарственные травы?
- Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому? (ответы родителей)
Ведущий. Лето – это время увлекательных походов. А вы хотели бы отправиться в поход по родному краю? Я приглашаю детей и родителей отправиться в лес. Во время путешествия, мы будем говорить не только о красоте природы, ее жителях, но поговорим и о бережном отношении к Земле – к дому, в котором мы живем. Кроме этого, мы должны серьезно подумать, что угрожает нашей планете и что мы можем сделать, чтобы наша Земля была чистой и красивой.

Дети:

1. Наша планета Земля очень щедра и богата,
Горы, леса и поля – дом наш родной, ребята!

2. Я узнал, что у меня
Есть огромная родня. 
И тропинка, и лесок, 
В поле – каждый колосок, 
Речка, небо надо мною – 
Это все мое, родное!

3. Быть может, вся природа- 
Мозаика цветов?
Быть может, вся природа-
Различность голосов?
Быть может, вся природа-
Лишь числа и черты?
Быть может, вся природа – желанье красоты?

4. Нас в любе время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.

5.Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте.
Нас деревья всех пород, 
Весь большой лесной народ,
Учат крепкой дружбе. 

6. Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется – природа,
Давайте же всегда ее беречь!


Ведущий: По – своему чудесен каждый край,
И если хочешь ты увидеть чудо,
По белу свету странствовать ступай. (М. Марик).

В игре буду участвовать 2 туристические группы, в которую войдут и родители и дети. Команда родителей будет называться «Компас», команда детей – «Рюкзак».
В конкурсе за каждый правильный ответ команды будут получать карточки с соответствующим «км» (полоска обозначающие километры «1км»). В конце игры подведем итог: кто пройдет больше «км», та группа и будет победительницей. Вы готовы? Тогда начнём с разминки.


1 этап «Разминка» (команды по очереди называют пословицы)
Задание №1 «Кто больше назовет пословиц о природе»
1. Рощи да леса - всему миру краса.
2. Лето собирает, а зима подъедает.
3. Был бы лес, соловьи прилетят.
4. Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
5. Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
6. Что летом родится, то зимой пригодится.
7. Будет зима - будет и лето.
8. Солнце на лето, зима на мороз.

9. Дождь в мае хлеба поднимает.

10. Ранний дождь золотит, а поздний разорит.
11. Летом нагуляешься - зимой наголодаешься.
12. Летний день - год кормит.

Ведущий: Молодцы! Много вы знаете пословиц о природе! А чтобы отправиться в поход, нам необходимо знать про нужные вещи в походе.
Задание №2 «Нужные вещи в походе» (для детей и родителей)
Ведущий: Следующее испытание - нужно собраться в поход. А что вы возьмёте с собой? Сейчас мы это узнаем.
Команды по очереди отгадывают загадки и получают за правильный ответ карточку «1 км». 


1. Я маленький, да удаленький,
Стоит на меня взглянуть,
И тотчас узнаешь путь. (Компас)

2. Он в походе всем нам нужен,
Он с кострами очень дружен,
Можно в нем уху сварить,
Чай душистый вскипятить. (Котелок)

3. В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки-
Раздают всем огоньки. (Спички)

4. Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
Коль в походе идешь со мной,
Я повисну за спиной. (Рюкзак)

5. Я горячее храню, я холодное храню,
Я и печь, и холодильник вам в походе заменю. (Термос)


6. Этот глаз – особый глаз,

Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат)


Ведущий: Нужные вещи мы взяли, а какая погода будет в ближайшее время? Мы ведь не знаем? Давайте, попробуем предсказать погоду по различным признакам. Умеете ли вы это делать?

Задание № 3 «Какая будет погода?» Задание для команды «Рюкзак» (дети)
-  Ворон каркает к… (дождю)
-  Обильная роса утром – погода днем будет …(хорошая)
-  Воробьи купаются в пыли или в луже - … (будет дождь).
Молодцы! А теперь – задание для команды «Компас».
-  Ласточки летают низко над землей – к …(дождю).
-  Если мошкара вьется кругами – к ..(хорошей) погоде, лезет – в лицо – к (дождю).
-  Идет дождь, и на лужах пузырьки – о чем это говорит? (дождь будет идти долго).
Молодцы! Думаю, что плохая погода вас не застанет в пути.

 (Включается фонограмма «Песенка туриста»)

Ведущий: 
Когда ты входишь в лес, 
Где чистым воздухом принято так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила.
Для всех умеющих их тайну разгадать. 

(фонограмма выключается)

 Ведущий: Вот мы с вами оказались на лесной опушке.

Задание № 4 «Лесная опушка» (испытание для детей).

Ведущий: Это самое красивое место, где растет много различных цветов. Попробуйте по описанию узнать, о каком цветке говорится. (команды по очереди отгадывают загадки)

1.Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок -
И остался стебелек. (Одуванчик)
2. Девчонки – невелички,
А сердце золотое,
Пушистые реснички
Сияют белизною,
На ветру качаются,
Всем улыбаются. (Ромашки).
3. То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречается с тобой.
Звонким названием он наделен,
Но никогда мы не слышали звон. (Колокольчик)
4. Какой цветочек маленький, знаем мы с тобой –
Не беленький, не аленький, а бледно – голубой.
У ручейка лесного виднеется чуть – чуть,
Его названье вспомни и после не забудь. (Незабудка)

5. Вот корова тёти Маши очень любит эту кашу.

И, когда её жуёт, молоко вкусней даёт.

Разным кашки цвет бывает, луг с ней словно оживает,

Ей по нраву юг и север, и цветок зовётся (клевер)

 6. Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)

Ведущий: Мир цветов красив и чуден. Скажите, почему нельзя рвать цветы на лугу, в лесу? (ответы детей)
Но ведь в природе есть ещё и лекарственные растения. Дети, а почему их  называют лекарственными? (Ответы детей)

Правильно, молодцы! И мы с вами попробуем отыскать лекарственные растения.
Задание № 5 «Лечебница доктора Айболита» 

Ведущий: Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!


Для вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях. (стоимость - 2 «км»)


1. Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь. (Крапива. Отваром моют голову, а также она останавливает кровь.)


2. Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листочки –
Маленькие лопушки.
(Подорожник. Лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях)

3. Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка. Используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы.)

4. Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды. (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля, шиповник – при поддержании иммунитета, является витамином С и др.)

Ведущий: Команда «Компас» отлично справилась с заданием! Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.

А сейчас привал, можно немного отдохнуть.

 Физминутка.

 Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.

 Ну, что идём дальше? А дальше нас встречает лес.

(Звучит фонограмма «Звуки леса»)

Задание № 6 « Угадай - ка»
Чтобы понять, как живет лес, нужно хорошо знать повадки обитателей леса. Угадайте по описанию зверей нашего края, задание для детей. (команда «Рюкзак»)

1. Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, коварный нрав. 
Подсказка. Этих зверей называют санитарами леса. (волк)


2. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Он не просто убегает от опасности, а выбирает короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами. 
Подсказка. Его считают большим трусишкой. (Заяц)


3. Этот зверек умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, зайцами.
Подсказка. Убегать от преследования помогает рыжий пушистый хвост. (Лиса)


4. Этот зверь очень подвижный и ловкий: может бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, лапы ставит немного внутрь.
Подсказка. Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь)
(фонограмма выключается)


Ведущий: Молодцы, всех обитателей назвали правильно! Следующее
Задание № 7 «Кто быстрее?»
Командам нужно как можно быстрее ответить на вопросы: 
1. Какая птица может летать хвостом вперёд? /иволга, воробей, колибри/
2. Когда птица поёт громче – в полёте или сидя на ветке? /в полёте/
3. Какому животному помогает хвост в полёте? /белке/
4. Какому животному помогает хвост держать равновесие при передвижении? /кенгуру/


Ведущий: Вот и пришло время лесной кухне.
Задание № 8 «Лесная кухня»
Теперь пришла пора вам приготовить обед. 
Вопросы команде «Компас» (родители.)
1. Назовите растения, которые в лесу или на лугу можно есть сразу без кулинарной обработки. (Щавель)
2. Как испечь в походе рыбу, если нет посуды? (насадить рыбу на деревянные или металлические пруты и поместить над горящими углями костра)
Молодцы! А теперь вопросы команде «Рюкзак».
1. Назовите, из каких растений в походе можно приготовить крепкий, ароматный чай? (Мята, зверобой, Иван – чай, листья брусники – оказывают благотворное действие при головных болях, бессоннице)
2. Какие способы обычно используют туристы для того, чтобы приготовить печеную картошку с румяной, хрустящей корочкой? (Вымытые и просушенные клубни закапывают в горячую золу)


Ведущий: Ну, что, голодными вы не останетесь. Сможете приготовить обед в походе. Ребята, а как же в лесу без компаса можно определить, в какой стороне север, а в какой юг?
Задание № 8 «Лесной компас»
Ведущий:
 Этот конкурс для настоящих туристов, которые не боятся заблудиться и всегда знают, как найти дорогу домой. (по очереди)
- «Хвойные деревья» (На северной стороне веток меньше, чем на южной).
- «Лесные ягоды» (Дольше всего зеленоватой, недозрелой бывает та ягода, которая повернута к северу).
- «Пни» (На пнях деревьев кольца годового прироста более широкой частью обращены на юг, а узкой – на север).
- «Камни» (На камнях с северной стороны вырастает мох)

 

Ведущий: Теперь мы с вами точно не заблудимся. А сейчас пришло время вспомнить о правилах поведения в лесу.


Задание № 9. «Как вести себя в природе?» (для родителей и детей).
В лесу много тайн и секретов, но открывает он их только тем, кто приходит в лес добрым. Не забывайте об этом! Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей. Сейчас вы, ребята, будете оценивать ситуации, что в них сделано не так. А родители дополнят и исправят ваши ответы, если в этом возникает необходимость.
Итак, экологические задачи для команды «Рюкзак». Оцените ситуации, что в них сделано не так. 
(Звучит фонограмма «Звуки леса». Родители разыгрывают ситуации)
 Первая ситуация.
- Вот и кострище есть. Давайте разожжем здесь костер, - предложил Ваня.
- Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее, - возразили девочки. Ведущий: Ребята выкопали под деревом ямку, землю откинули подальше, чтобы не мешала. (Родители имитируют действия)

Дети, что не правильно сделали туристы?

(Костер желательно разводить на старом кострище, а под деревьями делать это категорически запрещается из -за опасности возникновения пожара). 


Вторая ситуация.

Ведущий: Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха.

Дети, какое нарушение вы заметили здесь? (Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи. Помните! Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сот лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар). 


Ведущий: Молодцы! Теперь экологические задачи для команды «Компас». Вы также оцените ситуации и определите, что в них сделано не так.

(выключить фонограмму)

Ситуация первая.
Ведущий: Девочки пришли в лес. Одна из них заметила:

- Что – то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем.

- Надо транзистор включить погромче, - предложила другая девочка.

(В лесу нельзя шуметь, пугать его обитателей).

Ситуация вторая 
Ведущий: Девочки пришли в лес за черникой. Ягод так много, что можно было, не сходя с места, набрать полную кружку. Когда кружки наполнились, а рты и губы почернели от ягод, одна из девочек сказала:
- Жаль, что Маши нет с нами, и она не видит, какое хорошее место мы нашли. 
- Ничего, мы для нее нарвем кустики с ягодами и покажем, - предложила другая. (Нельзя рвать ягоды с ветками). 

Ведущий: Какие вы замечательные туристы. И приметы знаете, и лекарственные растения, и можете определить, где юг, где север!

Ребята, а какой вы хотите видеть нашу планету Земля? (чистой, красивой, зелёной, уютной, радостной, лучистой)

Молодцы! А что мы должны для этого делать?(не сорить, не ломать)

 

Ведущий: 
Ты, Человек, люби природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
Не жги ее напропалую
И не растаптывай до дна,
И помни истину простую -
Нас много, а она одна.

Земля – наш большой дом, в котором мы живем. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Каждая команда выдержала все испытания. А теперь посчитайте, сколько «км» преодолела ваша команда. (награждение победившей команды медалями)