КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ
«Педагогическая находка»
Романова Светлана Николаевна
Батыревский район
Методическая разработка образовательной деятельности
по познавательному развитию на тему
«В поисках потерянного ключа»
(для детей старшей группы)
Цель: создание условий для формирования у детей представлений о физическом явлении – магнитная сила.
Задачи:
Познавательные: познакомить детей с магнитами и их свойствами – формирование первичных представлений об объектах окружающего мира (материале).
Развивающие: развивать наблюдательность, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов, делать простейшие обобщения при проведении опытов.
Воспитательные: развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёров, воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Работа над словарем: магнит, металл, железо, притягивает, примагничивает, магнитная сила, сила притяжения, лабиринт.
Методы:
- информационно-рецептивный;
- проблемное изложение;
- частично-поисковый (эвристический);
- исследовательский
Виды детской деятельности:
социально-познавательная, экспериментальная, игровая, коммуникативная.
Планируемые результаты:
- дети проявляют интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками;
- фиксируют этапы действий, умеют действовать в соответствии с алгоритмом;
- точно и полно отвечают на поставленные вопросы;
- выделяют проблему и предлагают возможные решения;
- делают выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщают их.
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: медиаоборудование, презентация, сундук, конверт с письмом, стрелки, замок с ключом, три разных ключа, магниты по количеству участников, ключи из других материалов, пластмассовые стаканы по количеству участников, вода, железные предметы (скрепки, болты, шурупы, гайки и др.), песок, пластмассовые контейнеры под песок, карточки с заданиями, картонные «лабиринты», 2 мольберта, 8 фломастеров, карточка-схема, магнитный конструктор.
1. Организационный.
Воспитатель: Ребята! День у нас сегодня необычный. К нам пришло много гостей. Подойдите все ко мне, повернитесь лицом к гостям, поздоровайтесь с ними. Ребята, у нас сегодня в зале кто - то побывал. Посмотрите, что изменилось? (появился сундук, на нем лежит письмо).
2. Сюрпризный момент: Интересно от кого? (на конверте изображен Пин из смешариков) Вы узнали кто это? (да) А зачем же он к нам приходил? Может ответ в письме? Давайте откроем конверт и прочитаем письмо?! Что же нам Пин пишет? (Воспитатель читает письмо).
«Здравствуйте, ребята! Я в этом сундуке для вас приготовил сюрприз, но что бы его получить, нужно найти ключ и открыть замок. А поможет вам в этом магнит. Удачи вам, ребята!»
3. Мотивационный.
Воспитатель: Да, вот это задачку загадал нам Пин! Ребята, а вы знаете, что такое магнит? (Выслушиваем предположения детей). Дети, а вместе с письмом Пин положил для нас магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите. Какой он на ощупь? (Дети, рассмотрев магнит, высказывают свои ощущения – холодный, твердый, тяжелый и т.д.)
Магнит – это кусок металла, который притягивает железные предметы. Теперь мы точно знаем, что такое магнит и готовы отравиться на поиски ключа. А что бы мы ничего не перепутали, направление нам укажут стрелки. Отправляемся на поиски? (Да) Тогда вперед!
4. Образовательный.
(Идут к столу с первым заданием).
Воспитатель: И вот мы с вами на месте, давайте прочитаем первое задание: «НАЙДИТЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КЛЮЧ».
Опыт 1: на столе лежат ключи из различных материалов (из бумаги, резины, пластмассы, картона, пенопласта, дерева, металла и т. д.).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как же много ключей, как среди них найти нужный нам ключ? (Выслушиваем предположения детей)
Давайте возьмём каждый по ключу и проверим, какой из ключей притянется к магниту. (Дети проверяют, делают вывод: «Магнит притянул только железный ключ»).
Воспитатель: А почему? (Дети убедились, что магнит притягивает только железные предметы). А из каких материалов были ваши ключи? (Дети называют материал ключей - из дерева, картона, пластмассы, резины, пенопласта, поролона). Значит, мы можем сделать вывод: магнит притягивает только железные предметы, а предметы из дерева, бумаги и т. д не притягивает.
Молодцы! Берём ключ и двигаемся дальше.
А вот и второе задание: «КАК ДОСТАТЬ КЛЮЧ ИЗ СТАКАНА с водой НЕ ЗАМОЧИВ РУК?».
Опыт 2: (на столе в стакане с водой лежит ключ).
Воспитатель: Ребята, очень интересно, а как же нам достать ключ и не замочить руки? (Предположения детей). Хотите попробовать достать железный предмет из воды? (Да). Давайте возьмём стакан с водой, опустим скрепку в стакан. А затем надо вести магнит по внешней стороне стакана.
(Дети выполняют опыт). Расскажите, что получилось? (Дети рассказывают о действии магнита на скрепку – скрепка следует за движением магнита вверх). Что же двигало скрепку? (Ответы детей).
А теперь посмотрите, как я достану ключ из стакана с водой. Ключ будет двигаться за магнитом вверх. Смотрите, что у нас получится (веду магнитом по внешней стороне стакана). Это происходит потому, что магнитная сила проникает через пластмассу и воду. Значит, какой можно сделать вывод?
Вывод: Магнит очень сильный, его сила проходит через пластмассу и воду.
Молодцы, у нас всё получилось! И мы отправляемся дальше. Впереди нас ожидает следующее задание: «ЧТО СПРЯТАНО В ПЕСКЕ?».
Опыт 3:
Воспитатель: Посмотрите, на столе стоят коробочки с песком. В каждой из них спрятан один предмет. Давайте вместе подумаем, как достать предмет не дотрагиваясь до песка рукой? (Выслушиваем предположения детей)
(Уточняю, что магнит движется над поверхностью песка. Дети выполняют опыт). У всех получилось найти спрятанный предмет? (Дети называют найденный предмет - болт, гайка, канцелярская скрепка, железная прищепка, шурупы, пружина, ключ). Ребята, какой можно сделать вывод? (Дети высказывают свое убеждение - все предметы были металлические, поэтому они притянулись к магниту). (Предлагаю детям зарисовать свой предмет на мольберте).
Молодцы, все предметы в песке отыскали, а это значит, что магнитные силы свободно проходят через песок. Но нам нужен только ключ, берём его и отправляемся дальше.
Ребята, как вы думаете, для чего людям нужны магниты? (Выслушиваем предположения детей) А может вы знаете, где используют магнит? (Ответы детей).
А хотите узнать, где ещё люди используют магнит? (показ презентации)
Воспитатель: Ребята, магниты какой формы вы видите? (Ответы детей - круглые, квадратные, прямоугольные, дугообразные). Магнит используют в медицине, в лечебных целях. Так же делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы. Считают, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. В компасе есть магнитная стрелка, она всегда показывает на север. Так же магнит применяют в банковских и кредитных картах, используют для хранения инструментов, в быту магнит используют как держатель ножей, на заводах применяют большие магниты для поднятия и перемещения железных конструкций. Еще магнит используют в поиске металла на поверхности земли и даже под водой. В сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Вместе с воспитателем дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо – влево. (вращение головой)
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (руки вверх и в стороны)
Повороты вправо – влево,
Плавно производим. (повороты влево и вправо)
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол. (наклоны вперед)
Потянули плечи, спинки
А теперь конец разминке. (дети идут на места)
Ребята, а ведь у нас осталось еще одно задание Пина.
«ПРОВЕДИ КЛЮЧ ПО ЛАБИРИНТУ»
Опыт 4:
Воспитатель: Посмотрите, 3 ключа у нас есть, а здесь лежит ещё один. Что бы выполнить данное задание, нам нужно разделиться на пары.
Посмотрите, что мы будем делать. На листе картона нарисован лабиринт, один из вас будет держать лабиринт, а второй вести ключ по его коридорам, но магнит должен быть за листом. А чтобы вам было удобно работать, нужно держать лабиринт вот так: одной рукой сверху, другой – снизу. (Дети в парах проводят ключ по лабиринту). У вас получилось пройти сложный лабиринт? Теперь поменяйтесь местами. (Дети меняются местами.)
Ребята, как вы думаете, почему ключ не падал? (Ответы детей)
Вывод: потому что магнитные силы свободно проходят через лист картона и магнит передвигает ключ силой притяжения.
(Продолжаем движение по стрелкам и возвращаемся к сундуку).
Воспитатель: Ну, вот, все задания мы выполнили, у нас все получилось. Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Верно, потому что мы все делали вместе, дружно и помогали друг другу.
Ребята, мы с вами нашли 4 ключа, а замок-то один. Как же нам выбрать ключ, который откроет замок? (Предполагаемые ответы детей) Ребята, посмотрите, на сундуке лежит схема! А что на ней нарисовано? (Ключ) Для чего она нам нужна? (Предполагаемые ответы детей – приложить каждый ключ к схеме).
Воспитатель: Давайте попробуем приложить ключи и найти нужный. Ура! У нас получилось, давайте же поскорей откроем замок и посмотрим, что для нас приготовил Пин. (открываем замок – звучит волшебная музыка, достаем магнитный конструктор). Ребята, посмотрите, что это? (конструктор) Да, действительно, конструктор! Да не простой, а магнитный. Оказывается из магнита ещё и конструкторы делают. Какой интересный подарок для нас приготовил Пин!
4.Рефлексия
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Молодцы, ребята, вам удалось выполнить все задания Пина и открыть сундук. Вам понравилось путешествие? Что вам понравилось? (Ответы детей)
Какие свойства магнита вы запомнили? (притягивает железо, примагничивает сквозь картон, песок, действует сквозь пластмассу и воду)
Молодцы! Теперь вы о магните знаете очень много.
5. Итоговый
А магнитный конструктор вы возьмете с собой в группу и там его рассмотрите.