Памятка для педагогов

Памятка для педагогов

 

Родительские собрания  могут быть организационными (обсуждение задач на новый учебный год), тематическими (посвящены актуальным проблемам воспитания, обучения и развития ребенка-дошкольника) или итоговыми (подведение итогов, результатов образовательной работы за год).

Основные цели родительских собраний:

-повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми;

-привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи адаптации, развития, воспитания и обучения детей (выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей в ДОУ и семье);

-содействовать сплочению родительского коллектива; вовлечению их в жизнедеятельность детского сада;

- пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, предотвращать возможность совершения родителями неверных действий по отношению к ребенку.

Задачи:

- помочь родителям овладеть знаниями о психических особенностях развития ребенка дошкольного возраста и учитывать это в общении;

-  осознать свою позицию в общении с детьми в семейном воспитании;

-  научиться понимать и поддерживать детей с разными типами характера, темперамента, стиля поведения;

- овладеть способами выражения своих эмоций, как положительных, так и отрицательных;

-  выработать новые навыки взаимодействия с ребенком, активизировать коммуникации в семье.

Особенности организации и проведения:

- организуется и проходит не реже одного раза в квартал;

- максимальная продолжительность: 1-1,5 ч. (с участием детей – не более 20 мин.);

- в начале учебного года на организационном собрании с родителями согласуется день недели, время и примерная тематика встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию); утверждается план совместной работы на год;

- тематика собрания одинаково интересна организаторам и родителям, заранее известна всем;

-проходит с равной активностью родителей и педагогов;

- основным методом проведения собрания должен стать диалог (дает возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения);

- участие родителей оговаривается, разрабатывается «сценарий» взаимодействия с ними;

- ведущий собрания должен владеть техникой обмена  мнениями и примирения полярных точек зрения;

- решение, к которому приходит родительское собрание - равноправный договор организаторов и родителей (предполагает анализ выполнения!!!);

- итоги родительского собрания обсуждаются в педагогическом коллективе с целью выявления неудавшихся моментов и сильных сторон.

Подготовка:

Выбор темы (учет образовательного запроса родителей; целевых ориентиров жизнедеятельности группы; закономерностей развития личности дошкольника; особенностей протекания процессов воспитания, обучения и развития; стратегии построения и совершенствования взаимоотношений ДОУ и семьи).

Определение целей родительского собрания (целеполагание связано с выбором темы и вопросов для обсуждения – почему именно эту проблему в данный момент надо обсудить с родителями).

Изучение литературы по рассматриваемой проблеме (глубокое и детальное рассмотрение вопросов).

Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания (назначаются ответственные за разработку «сценария», оформление выставок, плакатов, газет на тему собрания; подготовку приглашений и др.)

Проведение микроисследования в среде детей и родителей (необходимо для получения дополнительной информации о характере той или иной проблемы, возможных путях и способах их решения; используются экспресс-методики: беседы родителями и детьми, анкеты, тесты, опросники с небольшим количеством вопросов и заданий и др.).

Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников (организационное, тематическое, итоговое; «классическое» собрание – донесение информации до родителей, педагогическая мастерская, тренинг, круглый стол, вечер вопросов и ответов и др.)      

Приглашение родителей и других участников собрания:

- коллективное приглашение в виде интересного объявления – за 2-3 недели до проведения (указываются тема, вопросы, которые будут рассматриваться, с предложением дополнить это ряд; форма собрания, место, время проведения; предлагаются небольшие задания родителям и литература для изучения);

- индивидуальные приглашения – за неделю до собрания (в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания, «приглашения-секреты», в оформлении которых принимают участие дети). 

 Разработка решения собрания, памяток или рекомендаций родителям (решение – обязательный элемент родительского собрания; может  иметь не только «классическую» форму – в виде перечня планируемых действий и ответственных за их осуществление, но и быть представленным в форме рекомендаций и памяток родителям (краткость, целесообразность).

Оформление и оборудование места проведения собрания (выставка, зрительный ряд, таблицы, схемы и др.)