Педагогический проект «Мукасолька». Развитие связной речи и творческих способностей детей

Педагогический проект  «Мукасолька». Развитие связной речи

и творческих способностей детей

                                                                          

ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

 

Вид  проекта:  творческий.

Продолжительность: 1 год.

Участники:  логопед, воспитатели, родители, дети старшей логопедической группы.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.

Актуальность: 

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение связной речью.

К сожалению, в современном мире, всё чаще «живое» общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Начиная работу в январе 2014 года, я провела обследование по методике А.Г.Арушановой, Т.М. Юртайкиной «Обследование речевого развития старших дошкольников». По итогам   обследования  выявила следующее: дети не могли составить связный рассказ даже при помощи педагога. На вопросы не давали развернутых ответов, отвечали односложно;  при изложении повествования наблюдалось нарушение логической последовательности, скудность изложения, ограниченность и неполноценность лексических средств языка. Таким образом, выявилась проблема: развитие связной речи не соответствует возрасту.

Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определила необходимость поиска новых форм работы.

Такой формой мною была выбрана тестопластика, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Лепка способствует развитию речи, зрительного восприятия , памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе; формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Участие детей в данном проекте  позволит максимально обогатить знания и представления о возможностях тестопластики, развить связную речь, творческие способности детей.

 

Цель: создание  условия для  развития связной речи и творческих способностей у дошкольников средствами тестопластики.

Задачи:

Образовательные:

 1.   Обогащение сенсорного опыта детей, формирование способов зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенности их формы, пропорций, цвета, фактуры.

  2.    Обучение технологии изготовления различных изделий из соленого теста.

Развивающие:

Развитие мелкой моторики рук ребёнка, синхронизация  работы обеих  рук.    

Развитие связной речи, обогащение словарного запаса, формирование правильного использования лексико – грамматических конструкций.

Развитие творческих способностей детей.

Воспитательные:

Воспитание  усидчивости, взаимопомощи, вызывание      эмоционального удовлетворения от результатов проделанной работы.

2 .  Воспитание  самостоятельности,  побуждение детей к выбору способа лепки при         создании выразительных образов, используя для этого освоенные       технические приёмы.

 

Основные направления реализации проекта:

Занятия с детьми.

«Комплексное» - включение разных видов деятельности

 «Знакомство» - знакомство детей с новыми знаниями, обучение новым умениям.

«Открытие» –   дети самостоятельно решают поставленные перед ними задачи, проблемы, через специально организованную экспериментально-поисковую деятельность с опорой на собственный опыт

«Радость» - дети   получают радость от встречи со знакомым темой, материалом, оттого, что имеют знания, навыки, которые могут использоваться для получения новых знаний.

«Тематическое» - обобщаются знания и умения детей по пройденной теме через различные виды деятельности.

«По замыслу детей» - дети выбирают тему, приемы лепки, элементы,   цвет, композицию, форму, дети самостоятельно придумывают способы выразительности для   предметов, вещей.                                           

Совместная деятельность педагога с детьми.         

Наблюдения.   

Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.

Организация выставок.  

Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.  

Изготовление подарков.

Дидактические игры.

Чтение художественной литературы.   

Самостоятельная деятельность детей.   

Рассматривание фотографий поделок, иллюстративного материала, малой скульптуры, барельефов, материалов по основам цветоведения.  

Создание поделок.        

Коррекционная работа на занятиях по лепке из соленого теста.

Упражнения на развитие моторики: общей (физкультурные паузы и минутки): движения, сопровождаемые  стихами т.к. они имеют четкий ритм, лучше запоминаются детьми и более эмоциональны, по теме занятия;

Упражнения на развитие мелкой моторики ладони и пальцев рук: лепка деталей с использованием различных приемов лепки, а также   использование дополнительного материала для составления композиции.  

 Гимнастика:   

артикуляционная  ;

голосовая (хоровое и индивидуальное произношение слов, фраз, чистоговорок и скороговорок в разном темпе, с разной интонацией, высотой и громкостью звучания);

дыхательная;

пальчиковая (показать форму, величину, предмет и т.д., имитация движения, приемов, работа с самим тестом).

Развитие речи:

скороговорки по теме занятия со звуками поставленными учителем - логопедом;

хоровое произнесение новых слов совместно с учителем - логопедом;

звуко-слоговой анализ слова;

рассуждения, анализ своей работы и работы своих товарищей;

составление связного описательного высказывания.

Развитие внимания и памяти:

запомнить последовательность выполнения работы, вспомнить правила склеивания деталей, техники безопасности;

ориентировка на листе бумаги;  расположение частей на листе относительно друг друга и других деталей работы, соблюдение пропорций, составление разноплановой композиции.

 

Предварительная работа:

Чтение русской народной сказки «Колобок».

Рассматривание  иллюстративного материала по теме анималистического жанра(образы животных) в скульптурных работах И. Ватагина, А, Ефимова.

Прослушивание аудиозаписи  чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зелёные»

Подвижные игры:  чувашская народная игра«Старый гриб», «Угадай».

Разучивание пальчиковой    гимнастики со стихотворным текстом…

Дидактические игры с пазлами из солёного теста.

Выполнение группового коллажа с насекомыми «Маленькие друзья»

Обеспечение:

Настольно –печатные игры

Специальная методическая литература

Аудио- и видеозаписи по теме

Мука

20 кг

400 руб.

Соль «Экстра»

10 кг

100 руб.

Растительное масло

0,5 л

30 руб.

Обойный клей

1 шт.

70 руб.

Фольга

6 шт.

200 руб.

Цветной картон

4 шт.

100 руб.

Итого

 

900 руб.

Предполагаемый результат:

Дети:

проявляют интерес к творческим работам в технике тестопластики;

увеличился словарный запас детей, связная речь детей стала более эмоциональной и выразительной;

возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования, особенно в процессе лепки с натуры.

 

Родители:

родители стали единомышленниками с учителем – логопедом ДОУ по использованию тестопластики в работе с детьми;

родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе выполнения творческих работ в технике тестопластики с детьми дома;

 

Продукт проектной деятельности:

Выставка индивидуальных и  коллективных работ детей в ДОУ.

Разработанные рекомендации для педагогов и родителей в папках -передвижках.

Мультимедийная выставка творческих работ детей на сайте ДОУ.

 

Используемые источники:

Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»

  Хананова И.Н. «Соленое тесто».

О.Н. Иванова  «Развитие речи у детей в детском саду»

Чибрикова О.В. «Азбука солёного теста»

Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи»

Используемые интернет ресурсы:


http://detskiysad.ru

http://doshkolnik.ru

http://www.maam.ru