Мастер-класс для родителей средней группы
Тема: «Развитие речи посредством использования
нетрадиционных пальчиковых игр».
Цель: укрепление связи
семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии
дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе
с детьми.
Задачи: показать важность
работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; поделиться с
родителями методами использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни
ребёнка; способствовать желанию родителей применять полученные знания на
практике в домашних условиях.
Ход
мастер-класса:
- Добрый день, уважаемые родители. Я очень
рада вас видеть на мастер-классе «Развитие речи посредством использования
нетрадиционных пальчиковых игр»
Предлагаю Вам встать в круг и
поприветствовать друг друга.
Игра
«Ладошки»
- Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной
стороны)
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой
стороны)
Руки вверх поднять пора. (поднимают руки
вверх)
Крикнем дружное: Ура! (машут руками)
- Спасибо.
И чтобы сразу включиться в работу предлагаю
вам ответить на несколько простых вопросов.
Прошу отвечать громко «Да» или «Нет».
Детей вы любите, да или нет? (да)
Чтоб ребяткам своим во всем помогать
Вы хотите что-то новое узнать? (да)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Вначале я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры и что они
развивают? (ответы) .
Да, правильно, молодцы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка,
стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают
пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится
на кончике его пальцев", а философ И. Кант, что "Рука-это вышедший
наружу мозг человека", "Готовить глаз к видению, руку - к действию и
душу к чувствованию", были слова М. Монтессори.
Ребёнку необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод,
твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое
большое представительство в коре головного мозга.
У
нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на
них можно регулировать функционирование внутренних органов (мизинец-сердце, безымянный
- печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец голова).
Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на
соответствующий этой точке орган человека. Чем лучше работают пальцы и вся
кисть тем лучше ребёнок говорит.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной
готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень
развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты
память и внимание, связная речь.
Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками: мы должны
одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым
играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается
внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые
взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Практическая
часть:
- А
сейчас, уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию несколько игр и
упражнений на развитие речи и мелкой моторики, которыми можно заниматься не
только в детском саду, но и дома.
Предлагаю вам игры с мячиками. Мы используем массажные гладкие и колючие
мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику)
1.С
колючим мячиком:
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю
мячик по левой)
Взад, вперёд его гоняю,
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку.
(Гладим мячиком ладонь)
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка
(сжимаем и расжимаем мячик)
Колобок я разожму и другой рукой начну,
Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт.
(повторяем тоже самое другой рукой)
2.Пальчиковая
гимнастика с карандашом
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
3.Пальсчиковая
гимнастика с платочками.
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)
4.
Пальчиковая игра «Башмачки»:
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4
штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём»
пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая.
После каждого двустишия – смена рук.
Катя туфли потеряла,
Долго плакала, искала.
Другая рука:
В крышки пальчики обула
Смело в них вперёд шагнула.
Другая рука:
Пошла Катя на прогулку
По кривому переулку.
Другая рука:
Пальцы, словно ножки,
Обуты в босоножки.
Другая рука:
Каждый пальчик будто ножка
Только шаркает немножко.
5. Игра с использованием бельевых прищепок, пощипываем ими кончики
пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой)
У котят, как у ребят зубки режутся, болят.
Стал кусачим котик мой, шустрый шарик
озорной!
Хвать за палец и кусь – кусь! Пусть кусает,
не боюсь!
Так играет он со мной, котик мой совсем не
злой.
6.
«Математика на спичках»
Чтобы детям было ещё интереснее играть в пальчиковые игры я изготовила
игру «Математика на спичках», с помощью этой игры развивается мелкая моторика,
речь и математические способности. Спички мы используем ещё в одной игре:
«Выложи из спичек». Ребёнок выкладывает (по образцу) из спичек орнамент или
узор.
Очень важно использовать пальчиковые и словесные игры во всех видах
деятельности, так как они дают положительный результат в развитии речи детей
дошкольного возраста, а также являются одним из способов помочь дошкольнику
быстрее освоиться в окружающем мире, подготовиться к следующему возрастному
этапу – младшему школьному возрасту.
Две
руки
Нам две руки природою даны,
И обе драгоценны и нужны.
Одна дары от жизни принимает,
Другая их с поклоном возвращает.
А что же остается у того,
Кто не жалеет в жизни ничего?
В его руках богатство остается,
Оно любовью к ближнему зовется.
Спасибо
за внимание!