Конспект занятия по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» по теме «Семейные традиции» в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»  по теме «Семейные традиции» в подготовительной к школе группе

 

Цель: Формирование основ нравственности во взаимоотношениях с членами семьи.

 

Задачи:

 

- формировать представление детей о семейных ценностях;

 

- формировать элементарное представление о родословной;

 

- продолжать знакомить детей с понятиями "семья";

 

- воспитывать элементарное представление о родословной;

 

- воспитывать культуру общения и уважительное отношение ко всем членам семьи;

 

- воспитывать у детей уважение к семейным традициям, желание продолжать традиции своей семьи;

 

- развивать общительность и коммуникабельность;

 

 

Оборудование: книга 5 для развития детей 6-7 лет "Семейные традиции",  таблички, картинки, иллюстрации, фотографии.

 

Ход занятия:

 

Организационный момент. (Дети стоят в кругу)

 

  Собрались все дети в круг.

 

  Я твой друг и ты мой друг.

 

  Крепче за руки возьмемся

 

  И друг другу улыбнемся.

 

 Воспитатель: Наш круг объединил нас с вами в одно целое, настоящий семейный круг.

 

Воспитатель: - Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях.

 

- Ребята послушайте и отгадайте загадку:

 

Вот ведь дело-то какое...

Нас не семеро, а трое:

Папа, мамочка и я,

Но все вместе мы-...

 

- Правильно – это семья!

(Семья)

А какие бывают семьи? (Ответы детей: маленькие и большие и т.д.)

 

- Ребята, а как вы считаете, для чего человеку семья?(ответы детей).

 

- В семье все друг другу помогают, любят, уважают, заботяться друг о друге.

 

       Игра"Какая моя семья"

 

Дети, передавая друг другу мячик называют слова: моя семья...(дружная, большая, маленькая, трудолюбивая).

 

- Семья-это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, связанные теплыми чувствами и традициями. В каждой семье есть свои традиции.

 

Традиция-это принятые в семье правила поведения, которые соблюдают взрослые и дети. Это то, что передается из поколении в поколению от бабушек и дедушек.

 

У каждой семьи свои традиции: встречать гостей, проводить семейный праздник, просмотр семейных фотографий.

 

  -Давайте вспомним какая традиция была в семье Маши из рассказа "Семейная радость".

 

  -Ребята, какая традиция описана в рассказе "Шмелева Благовещение"(традиция праздника).

 

  -Ребята, расскажите о традициях вашей семьи (дети рассказывают).

 

  -Сейчас предлагаю я вам отдохнуть во время разминки.

 

                        Физкультминутка "Семья"

     

       Осенью, весною

       Летом и зимою

       Мы во двор выходим

       Дружною семьей.

 

 

       Встанем в круг и по порядку

       Каждый делает зарядку.

       Мама руки поднимает,

       Папа бодро приседает.

 

      

       Повороты вправо-влево

       Делает мой братик Сева.

       Я сама бегу трусцой

       И качаю головой.

 

 

-Одна из старейших традиций в наших семьях - узнавать свои корни, составлять родословную, генеалогическое древо.

Чтобы никого не забыть люди придумали "Генеалогическое древо".Это такое дерево, которое люди сравнивали с большой семьей и располагали всех родственников, о которых помнят.

-Ребята, давайте вместе составим свое генеалогическое древо, где мы рассмотрим только близких членов своей семьи.

(Дети рассказывают и демонстрируют генеалогическое древо).

 

  -Ребята, давайте вспомним народные пословицы и поговорки о семье:

 

  1.Семья сильна - когда над ней крыша одна.

 

  2.Вся семья вместе - так и душа на месте.

 

  3.За общим столом еда вкуснее.

 

  4.В родной семье и каша слаще.

 

  5.В гостях хорошо, а дома лучше.

 

 

(Вспомнить с детьми пословицы, поговорки о семье, выученные заранее).

 

Воспитатель. А сейчас мы с вами потренируем наши пальчики.

 

                           Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

                            Этот пальчик – дедушка,

  Этот пальчик – бабушка,                                                                                                                                                                                                                                                                           Этот пальчик – папочка,

                             Этот пальчик-папочка,

                             Этот пальчик-мамочка,

                             Этот пальчик – я! Вот и вся моя семья!

 

                      Индивидуальный этап

 

Задание: на стр.16 (книга для развития)перечислены традиции, вы должны выбрать те, которые по вашему мнению присущи нашему народу. Подчеркните выбранные пословицы.

 

  Работа в паре:

 

Задание:

 

Внимательно выслушайте друг друга и придите к совместному решению. С какими семейными традициями они связаны? Время выполнения 3 минуты.

 

Обсуждение в группе и экспертная оценка:

 

Одна из пар представляет результаты совместной работы. Заслушивается мнение других пар.

 

Рефлексия:

 

-Какие традиции передаются из поколения в поколение в вашей семье?

-Ребята, откройте, пожалуйста,  книгу на страницу 15 .Дома вместе с родными нарисуйте семейную традицию.

Воспитатель. Наше занятие я хочу закончить стихотворением о семье:

 

Будьте все вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!